Психология криминала. Теория генетической "бомбы" №25

Некогда Вильям Шекспир сказал: “Господи, мы
знаем, кто мы есть, но не знаем, кем можем быть!”. Какую информацию несут
эти слова потомкам? В контексте отношений человека к нормам права и морали —
довольно неожиданную.

Знаменитый психоаналитик Фрейд выделил в
структуре личности человека три основных компонента: “Ид” (оно) —
бессознательная часть личности, отвечающая за биологическую сущность человека,
природные инстинкты, генетическую память — информацию, заложенную в человека
миллионами лет эволюции; “Эго” (я) — сформированное под воздействием
внешней среды сознание; “Супер-Эго” (сверх я) — психологический
компонент, который отвечает за моральные установки, нормы поведения, регулирует
сознательную деятельность, решает возможность или невозможность удовлетворения
каких-либо потребностей.

“Супер-Эго” поддерживает баланс между
компонентами личности, поэтому степень его развития определяет, способен ли
конкретный индивидуум испачкать граффити стену здания, плюнуть в соседа по
парте, сбросить с балкона пластиковый пакет с водой на голову своему ближнему
или совершить другой, не менее дикий, поступок. Для человека с нормально
работающим “моральным регулятором” подобные действия кажутся
совершенно неприемлемыми, но только проблема в том, что эту “защиту от
дурака” можно отключать.

Если в силу каких-либо причин (чаще всего из-за
воздействия алкоголя) баланс сознательного и подсознательного нарушается,
способность самоконтроля поведения исчезает. Природные инстинкты прорываются
наружу, психика начинает следовать тем инструкциям, которые заложила в нее
природа, и человек становится похож на животное. Но не “мягкое и
пушистое”, а опасное и малосимпатичное.

К примеру, в январе текущего года одна юная
особа, придя в гости и основательно выпив, перепутала шкаф для одежды с
туалетом, справила в нем естественные надобности. Но это всего лишь безобидный
курьез, обычно слепое следование “зову природы” имеет куда более
печальные последствия.

Вожак стаи обезьян не спрашивает разрешения
занять территорию у вожака соседнего племени, — он ее отвоевывает, проявляя
жестокость и агрессию. Если у тигра сработал инстинкт продолжения рода, он
реализовывает свое желание, совершенно не заботясь об этической стороне
процесса. Лев не обратится к гиене с вопросом: “Можно ли я возьму кусочек
мяса от пойманной Вами антилопы?” — он просто отберет добычу, пользуясь
преимуществом в силе.

Нет ли в этих примерах сходства с нанесением
телесных повреждений, преступлениями в сфере нравов, грабежом? И не в этом ли
сходстве кроется секрет нередких и внешне бессмысленных объяснений мотивов
совершенного преступления: “не знаю”, “случайно
получилось”, “не думал, что делал”…

 Известно,
что первобытное человечество существовало вне морали и культуры. В нем выживал
тот, кто был сильнее — именно он получал больше пищи, женщин, территории.
Наследственную память мы не можем убрать из нашего подсознания, и желание
что-то добыть любым способом есть в каждом из нас, пусть и спрятанное под
“социальной оболочкой” из законов, моральных и религиозных норм.

Но управлять своими темными инстинктами человек
может. Именно поэтому он и называется “человек разумный”!

Материал подготовлен по информации,
предоставленной инспектором ИДН Осиповичского РОВД Ириной РУДЬКО.

 

Последние новости

Новости

Всемирный день охраны труда

28 апреля 2025
Читать новость
Новости

Асіповіччына працоўная

28 апреля 2025
Читать новость
Афиша

К сведению пассажиров

27 апреля 2025
Читать новость
80 лет Великой Победе

Судьбы братьев Городецких

27 апреля 2025
Читать новость
Новости

График приема граждан и юридических лиц начальниками управлений и отделов районного исполнительного комитета по субботам на май

27 апреля 2025
Читать новость
Новости

НЕТ – незаконному оружию!!!

26 апреля 2025
Читать новость

Рекомендуем