“Мама, а почему тетя курит, почему она пьяная? Это же плохо!” — спрашивает трехлетняя девочка, увидев на улице особу неопределенного возраста и пола.
Действительно: а почему пьет? От бытовой неустроенности, трудного материального положения? Нет. Алкоголизм — это болезнь. Вот только боль испытывают не пьяницы, а их родные, близкие, в первую очередь — дети, лишенные беззаботного детства…
В очередной раз убедиться в этом довелось на выездном заседании комиссии по делам несовершеннолетних, которое прошло в общежитии завода автоагрегатов. Участие в нем приняли заместитель председателя КДН Елена Федотова, помощник прокурора Ирина Лазаренко, заместитель директора ОАО “ОЗАА” Андрей Чигилейчик, директор социально-педагогического центра Светлана Хацкевич, участковый инспектор ИДН Ирина Рудько, администрация, социальная служба и классные руководители СШ № 1. Были приглашены на комиссию около десяти семей, состоящих на контроле в школе за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей. Кто-то из матерей начал заглядывать в рюмочку, кто-то “халатно относится” к работе и домашним делам, у кого-то ребенок стал неуправляемым, прогуливает школу…
Члены комиссии вызывают Елену Б., мать двоих детей. Ее старший сын состоит на внутришкольном учете. Мальчишка самовольно пропускает учебные занятия, ведет бесконтрольный образ жизни, неод-нократно замечен сотрудниками ИДН в момент выполнения запрещенных денежных операций. Чем занимается сын, почему довольно часто его останавливают сотрудники милиции в центре города, мать объяснить не смогла. Если дети и дальше будут предоставлены сами себе, а женщина не станет уделять должного внимания их воспитанию и будет продолжать вести аморальный образ жизни, вопрос об отобрании детей согласно Декрету Президента страны № 18 будет решен, естественно, не в ее пользу.
Заслушиваем характеристику семьи Р. Дети неплохо учатся, хорошо ведут себя в школе. Родители Владимир и Татьяна находятся в разводе, проживают раздельно. Как в доме матери, так и в доме отца — полная антисанитария, отсутствие топлива, продуктов питания. Мать для топки печи использует забор, которым ограждена территория вокруг дома. Сын и дочь проживают у них попеременно. Взрослые воспитанием детей практически не занимаются. Кстати, мать на заседание КДН не явилась…
— Продукты я покупаю, обуваю, одеваю, — доказывает свою “огромную роль” в воспитании сына и дочери отец, который сам нигде не работает, находится на иждивении матери-пенсионерки…
— Мы вправе признать ваших детей нуждающимися в государственной защите, — констатирует заместитель председателя КДН.
Отделу образования совместно с социально-педагогической службой школы поручено провести подробное социальное изучение этой семьи. В случае дальнейшего уклонения родителей от выполнения обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, к ним также будут применены статьи Декрета № 18.
С 2006 года Алла С. с двумя несовершеннолетними детьми проживает в общежитии ОЗАА, и семья находится в поле зрения социально-психологической службы школы. В 2007 году женщину приглашали на заседание КДН — тогда серьезно стоял вопрос об ограничении ее в дееспособности. Испугавшись, она прошла лечение от алкогольной зависимости, навела надлежащий порядок в жилом помещении и т.д. Вопрос об ограничении дееспособности временно был приостановлен, но контроль за семьей ослаблен не был. Педагоги регулярно посещали учащихся по месту жительства. И вот женщина снова взялась за старое: пьянки-гулянки, дети предоставлены сами себе, на замечания социально-психологической службы мать практически не реагирует…
А все потому, что уважаемая Алла Леонидовна налаживает свою личную жизнь. У нее появился “любимый мужчина”, который нигде не работает, злоупо-требляет спиртным, постоянно нарушает правила проживания в общежитии, чем регулярно ущемляет права детей. В ближайшее время со стороны РОВД к сожителю будут применены меры по принудительному выселению его из общежития. Женщине же дан по-следний шанс выбора: дети или сожитель?
Ситуация в семье Е. отличается от предыдущих. На учете в ИДН состоит несовершеннолетняя Диана, которая систематически пропускает учебные занятия, на длительное время исчезает из дома. Педагоги и родители справиться с воспитанием девочки уже не в силах…
Вердикт комиссии: документ о базовом образовании школьница — если не изменит в ближайшее время поведение — будет получать в специальном учебном заведении…
Изъятие детей у родителей — крайняя мера, которая нередко влечет за собой психологическую травму у малышей, крепко привязанных к своим, пусть и непутевым, но родным маме и папе. Разрушить семью просто, гораздо сложнее ее восстановить. Это хорошо понимают и члены КДН. Поэтому на заседании было принято решение дать нерадивым родителям еще одну возможность и время исправиться, переосмыслить свою жизнь. Если и в дальнейшем они не наладят свой быт и не “завяжут” со спиртным, несовершеннолетних детей придется устраивать в замещающие семьи.
Многие из этих молодых мам, слушая в тот вечер наставления членов комиссии, не скрывали слез. А вот надолго ли это?..