Эх, прокачусь! № 5

“Трактор во фраке”

Есть автомобили и Автомобили. Именно так — с большой буквы, потому как суждено им было
удивить мир чем-то необыкновенным, появиться, так сказать, в нужное время и в
нужном месте, а потом это самое время благополучно пережить. Советский ГАЗ-М20
“Победа” в почетной шеренге легендарных машин занимает вполне
достойное место.

Сколько стоит “Родина”?

Решение о разработке новой легковушки на Горьковском
автозаводе было принято накануне Второй мировой войны, но по понятным причинам
выполнялось оно достаточно медленно. Проект автомобиля ГАЗ-25
“Родина” был утвержден только 3 февраля 1943 года.

Несмотря на все труднос-ти военного времени,
первую машину новой модели удалось собрать осенью 1944 года, а в июле 1946 года
завод начал ее серийное производство.

Свое окончательное название новый ГАЗ получил за
5 дней до парада Победы. Когда представители завода показали машину Сталину,
тот иронично спросил:

— И почем вы будете родину продавать?

А вот “Победа” — это был резервный
вариант — вопросов не вызвал. Вождю машина не понравилась (была слишком
роскошной для своего основного пользователя — средней руки
партийно-хозяйственного функционера), но “добро” на выпуск Иосиф
Виссарионович все же дал.

ГАЗ-М20 стал первой легковой машиной, которую
советский человек мог купить в свободной продаже. Правда, стоила она недешево —
16.000 рублей, а зарплата квалифицированного рабочего или обычного инженера
тогда составляла от 500 до 1.000 рублей в месяц. Представители технической,
творческой и управленческой элиты жили в то время значительно лучше — их доходы
в десятки раз превышали средний уровень. Именно эти привилегированные советские
граждане и стали первыми частными автовладельцами.

Блеск и нищета советского автопрома

Для конца 40-х-начала 50-х годов “Победа”
была не просто современным, а во многом и передовым автомобилем, поэтому она
неплохо продавалась и на внешнем рынке. Несущий кузов, экономичный двигатель,
великолепная (даже по нынешним меркам) аэродинамика, при этом достаточно
комфортабельный салон — среди первых послевоенных автомобилей такими
достоинствами могли похвастаться далеко не все модели самых знаменитых фирм.

В СССР, где сравнивать “Победу” было
не с чем, на первый план выходили иные преимущества. Инженеры ГАЗа
проектировали свое детище с расчетом на обслуживание малоквалифицированными
механиками, жесткую эксплуатацию при отсутствии хороших дорог и качественных
горюче-смазочных материалов. Поставленная цель была достигнута настолько
успешно, что эту феноменально живучую машину в народе уважительно называли
“трактор во фраке”.

Советская металлургия не могла прокатывать
тонкие и широкие листы стали, поэтому кузовные элементы машины делались из
настоящей брони — их толщина была не менее 1,6 мм (сейчас — примерно 0,6 мм). К тому же из-за
многочисленных неровностей листы покрывались слоем оловянного припоя
(старомодное лужение было своеобразным аналогом современных шпаклевания и
цинкования). На каждую машину уходило 15-20 кг дорогого олова, зато ржавели
“Победы” крайне неохотно.

Платить за стойкость к коррозии пришлось немалым
лишним весом. Когда ГАЗ-М20 начали выпускать по лицензии в Польше (под маркой
“Варшава”), за счет применения более качественного листового проката
массу машины удалось снизить почти на 200 кг!

“Победа” — это навсегда!

С 1946 по 1959 год было выпущено ровно 235.999
ГАЗ-М20. Никто не знает, сколько “Побед” дожило до нашего времени, но
в Осиповичах их сегодня как минимум три. Причем, одна машина до сих пор
используется по прямому назначению — для ежедневных поездок.

Свою “Победу” 1949 года выпуска — Петр
Захарович Марченко купил в 1975 году. Была она в отличном техническом состоянии
и стоила почти как новый ВАЗ-2101. Но за “Жигулями” нужно было отстоять
в очереди несколько лет, а ездить хотелось немедленно. Новый владелец был
профессиональным водителем, со своей машиной подружился быстро и менять на
другую не хотел. Зато несколько раз проводил очень серьезную модернизацию,
“подтягивая” раритет до уровня экономически целесообразных
эксплуатационных характеристик. Сегодня его “Победа” имеет вполне
современные — волговские — двигатель, коробку передач, задний мост, руль,
самодельную, но очень эффективную систему отопления салона. Также заменены на
подходящие по габаритам аналоги наружные оптические приборы, кузов перекрашен в
броский двухцветный “металлик”…

Итог рестайлинга: расход топлива — 11-12 л/100
км, максимальная скорость — намного выше 140 км/ч (на спидометре
это предел), прохождение техосмотра — всегда с первого раза (при среднегодовом
пробеге 10-12 тыс. км).

Ну и конечно — восхищенные взгляды других
автовладельцев. У Петра Захаровича часто просят разрешения сфотографировать его
машину, посидеть в кабине. Периодически предлагают продать это чудо техники,
дают серьезные суммы — до 10 000 долларов, но он отказывается. И правильно
делает! Есть вещи, которые на деньги менять нет смысла. И машины-легенды — в их
числе!

…Поездка на “Победе” — незабываемое
приключение. На водительском диване (а не кресле!) чувствуешь себя как в кабине
самолета: иллюзию полета создают “ломаное” лобовое стекло, высокая
посадка и тихий свист — такой совокупный звук издают двигатель, КПП и печка
отопителя. Звук необычный, но не раздражающий, скорее гармоничный и бодрящий —
не надо никакой музыки.

“Баранка” руля крутится туго —
гидроусилителя нет. Педаль тормоза нужно жать изо всех сил, а к расположенной
“вверх ногами” — она закреплена на полу — педали газа приспособиться
очень сложно. 75-сильный движок для полуторатонной “Победы” слабоват
— для переключения передач приходится внимательно следить за оборотами. Но
разгоняется машина лихо — сказывается высокое аэродинамическое качество кузова.
Правда, ездить быстрее 120
км/ч не стоит: на высокой скорости сцепление колес с
дорогой заметно ослабеват.

Обзор назад не ахти: заднее стекло маленькое, да
к тому же изогнуто под очень неудачным углом — одна надежда на боковые зеркала.

В общем, чтобы управлять “Победой”,
нужно постоянно тратить физическую силу и концентрировать внимание. Зато
чувствуешь, как машина, имея свой характер, постепенно соглашается стать
продолжением твоих рук, ног, глаз. Потом ты словно бы сливаешься с ней в единое
целое, и возникает пронзительное ощущение свободы…

Нет, свое гордое имя “Победа” ГАЗ-М20
получил совсем не напрасно!

 

Последние новости

80 лет Великой Победе

Он освобождал Осиповичи. 28 июня — День освобождения района от немецко-фашистских захватчиков

28 июня 2025
Читать новость
Общество

Гороскоп на 28 июня для каждого знака зодиака

28 июня 2025
Читать новость
Власть

Лукашенко сказал, что делать, чтобы ЕАЭС был эффективной структурой, а не площадкой теоретических дискуссий

27 июня 2025
Читать новость
Общество

В этом месяце перестало биться сердце Зинаиды Константиновны Пацкевич — бессменного председателя совета ветеранов Осиповичской ЦРБ “Серебристый ландыш”

27 июня 2025
Читать новость
Общество

В сельхозпредприятиях Осиповичского района в разгаре сезон кормозаготовки. Качество заготавливаемого сенажа контролируется в ветеринарной лаборатории ВСУ “Осиповичская райветстанция”

27 июня 2025
Читать новость
Власть

ЕАЭС 2.0. Лукашенко обозначил контуры обновленной версии экономического союза

27 июня 2025
Читать новость

Рекомендуем