Осиповичи: афганский след. Владимир Хоров

Майор запаса Владимир Васильевич ХОРОВ родился в 1942 году на Брянщине. Как выжили в то время — один Господь знает… Семь классов окончил в родном селе, а чтобы получить аттестат, в школу добирался уже за 5 километров. Зимой — на лыжах, летом-осенью — на велосипеде…
В 1962 году поступил в Выборгское авиационно-техническое училище гражданского воздушного флота. Приобрел специальность техника-механика по обслуживанию самолетов и вертолетов, стал младшим лейтенантом запаса. Поработал инженером-энергетиком в Грозном — призвали в кадры Вооруженных Сил страны. В Торжке — ныне Тверская область — сформировали авиаэскадрилью вертолетов МИ-4, которую перебазировали на полевой аэродром под Читой. Жил лейтенант с сослуживцами в палатках, из-за жилья семей рядом ни у кого не было, а у Владимира уже подрастали два сына…
Ежедневные полеты с целью поставить “на крыло” молодежь, наряды… Хандрить было некогда — учились воевать. И опыт пригодился: в марте шестьдесят девятого в районе острова Даманский на реке Уссури власти Китая спровоцировали крупное вооруженное столкновение. Эскадрилья тогда была приведена в боевую готовность, но применять оружие приказа не поступило…
До 1976 года он служил начальником группы регламентных работ, на погонах — третья лейтенантская звездочка. Только вот резко континентальный климат — в году почти 10 месяцев зима, температура до 45 градусов мороза — не пошел на пользу, и Владимира перевели в Закавказский военный округ. Летал в Грузии и Азербайджане бортовым техником на поршневых вертолетах, МИ-4 — машинах, кстати, надежных, служащих и сегодня верой и правдой.
Заочно закончил Московский сельхозинститут, получил диплом инженера-механика. Став капитаном, был списан с летной работы — устроился старшим инженером техотдела на ремзавод в Кировобад.
Новая жизненная веха — 1979 год. Хорова с тремя специалистами вызвали в Москву и приказали убыть в спецкомандировку в Ирак — обучать местных офицеров ремонту двигателей. Уехала с капитаном и семья, т.к. условия там были просто идеальные: квартиры со всем необходимым, за проживание не платили, достойное денежное содержание. Но между Ираком и Ираном началась война, американские и израильские самолеты стали бомбить Багдад, и семьи эвакуировали в Союз. Владимир же служил там до конца 1981 года, пока по замене не оказался под Бобруйском. В Киселевичах был начальником регламентных работ на вертолетах МИ-2, МИ-6 и МИ-8, а в апреле 1983 года убыл в Афганистан.
Кундуз, отдельная эскадрилья… Летали вертолетчики постоянно, машины часто возвращались с множеством пулевых пробоин и фюзеляжа, и лопастей, и с перебитыми трубками маслопровода. До аэродрома дотягивали не все, тогда потеряли много и экипажей, и боевых машин… Израненная техника попадала в руки авиационных специалистов — и те работали днем и ночью, старались поскорее вернуть им жизнь. И гордились, когда летчики, возвращаясь с боевых вылетов, благодарили техников-механиков за добротно выполненную работу.
С войны капитан вернулся в конце октября 1984 года в Пружаны, где формировался авиаполк СУ-25 — “Грачей”, как любовно называют их летчики. Он — заместитель командира эскадрильи по инженерно-авиационной службе, майор. В восемьдесят шестом полк взлетел с аэродрома Засемовичи, а приземлился уже в Германии, в ГСВГ. С той должности Хоров и уволился в запас, когда возвратился в Союз.
Воин-интернационалист получил в Осиповичах 3-комнатную квартиру, несколько лет поработал инженером в райсельхозхимии. В 2014 году Владимир Васильевич с женой Клавдией Александровной отметили 50-летие совместной жизни. Сыновья живут в Бобруйске, тоже в запасе: Юрий — старший прапорщик, Геннадий — майор МВД. Отцу с ними поговорить есть о чем. С сослуживцами — тем более.