Осиповичи: трасса М 5. Есть повод

И мы «пахали»!
Удивительно, но факт: страничка «Автоклуб № 1» вышла в ноябре 2010 года, так что нынче есть законный повод отметить ее пятилетие. Варианты могут быть разные, но, как верно подметил писатель Салтыков-Щедрин, «праздники от будней должны отличаться усиленной маршировкой». Потому ведущий «Автоклуба» в честь круглой даты решил временно переквалифицироваться в дорожного рабочего, чтобы «прикоснуться к основам»: на себе почувствовать и другим рассказать, каково быть в месте, откуда растут «ноги» дорожного комфорта и безопасности.
Случай представился подходящий: ДЭУ № 73 как раз было занято выполнением весьма специфического задания, так что подходящее приключение, можно сказать, доставили на дом. Хотя — кому приключение, а кому…
Теория «большого булыжника»
Начальник ДЭУ Николай Ивашко дорогу М5 знает не хуже содержимого собственного кармана, и это не фигуральное выражение. Карман — образ того, что есть, но чего не видно. Так и с главной автодорогой района. Сверху она широкая и гладкая, но мало кто знает, что внутри — под несколькими слоями асфальта — лежит бугристый каменный панцирь: плотный слой брусчатки, которая использовалась дорожниками в 30-40-е годы прошлого века, а, может, и ранее. При расширении шоссе камни, конечно, не удаляли, и «протомагистраль» в основном лежит под одной из полос движения, хотя в некоторых местах — например, на участке между деревней Теплухи и «комаринской» АЗС — она идет как под разделительной полосой. Так что когда ДЭУ было доведено задание установить на указанном участке разделительной полосы 130-метровое металлическое ограждение, опытный дорожник сильно задумался.
Ограждение ставится на металлических стойках — Н-образных швеллерах высотой в человеческий рост, которые загоняются в землю передвижным пневматическим копром. Технология известная, но своей сваебойной машины у ДЭУ нет. Надо искать, а это сложно, поскольку практически вся дорожная спецтехника сейчас стянута на строительство второй очереди МКАД и там, прямо скажем, не простаивает. В конце концов нужную машину удалось получить, но — только на 3 дня: слуцкие коллеги, согласившиеся выручить соседей, сами в цейтноте. Ивашко пытался объяснить, что копер будет работать в нестандартном режиме, но владельцы дефицитной спецтехники отнеслись к его словам как к тактической хитрости с элементами перестраховки и продлить срок пользования своего «движимого имущества» отказались наотрез.
А ведь ничего такого и в мыслях не было! Зато было понимание, что если в обычное дорожное полотно копер вбивает стойку где-то за 5 минут, то на теплушских булыжниках потребуется раза в четыре больше времени. Как оказалось, и такая раскладка оказалась слишком оптимистичной. В реальности каждую опору приходилось заколачивать от 30 минут до полутора часов. Если учесть непродолжительность светлого времени суток — вести работы на проезжей части скоростных дорог в темноте категорически запрещено — в 3 дня уложиться просто невозможно. Собственно, даже к середине четвертого, когда к задействованному на установке ограждения персоналу присоединился дежурный по «Автоклубу», было еще не ясно, как долго продлится и чем закончится «булыжная эпопея».
По времени еще ладно, в худшем случае пришлось бы потратить несколько часов пятого дня, а вот какую пеню за нарушение сроков аренды насчитают рассерженные владельцы копра — вопрос со многими неизвестными…
Девять гаек, которые надо завернуть
…Стоящие по периметру зоны проведения работ оранжево-белые столбики и такой же раскраски спецавтомобили дорожно-эксплуатационной службы создали своеобразный «кокон», хорошо заметный для проезжающего транспорта. К мерам безопасности при работе на проезжей части дорожники относятся серьезно: как никто другой знают, что автомобилист — существо не всегда предсказуемое, а временами и не очень адекватное. «Гонщики», любители поиграть в «шашечки», невнимательные, заснувшие за рулем или потерявшие контроль над машиной по другой причине водители могут материализоваться буквально «из ничего». В начале октября на границе с Пуховичским районом, например, стало плохо трактористу, перегонявшему по автомагистрали энерговооруженный трактор. Бедолага потерял сознание, зафиксировав своим телом руль в положении «прямо», а трактор при закруглении дороги зацепил тросовое ограждение с разделительной полосы и выдрал держащие его стойки на расстоянии почти в 900 метров…
Хотя и проезжающих в спокойном режиме машин стоит опасаться: вылетевший из-под колеса камешек имеет скорость около 100 км/ч, — значит, поражающая способность у него почти как у пули кремневого пистолета…
«Бум-дзынь-бу-бу-бу» — от звуков пневматического копра в прямом смысле «уши вянут»: громкость такая, что разговаривать в «коконе» можно лишь предельно напрягая легкие и голосовые связки. Поэтому начальник линейно-дорожной дистанции Александр Салыго новому разнорабочему объяснял суть работы в основном жестами. В принципе, тут все как в армии: «делай, как остальные». На объекте работает человек 10, их задача — когда будет установлена очередная тройка опор, дружно поднять с земли две рифленых полосы оцинкованной стали и прикрепить их внахлест с уже установленным ограждением. Монтаж без затей – по 9 болтов на одну стойку. Полоса увесистая, гайки с болтами крупногабаритные, закручивать их приходится в неудобной позе, но в целом это занятие не сложнее установки колес на легковушку.
Хотя тут уместно вспомнить о переходе количества в качество. Сколько занимает замена четырех колес на машине? От силы час. А если тот же процесс длится от рассвета до заката, да еще под холодным дождем и бесконечную «музыку» пневмокопра? С учетом темпа забивания стоек, ритм работы у дорожников получался рваный и от того еще более напряженный: час стоим и смотрим, как входит в землю очередная опора, потом за 10-15 минут в лихорадочном темпе закручиваем приснопамятные гайки. Спешить, вроде, нет нужды, но долгие молчаливые паузы — в шуме кричать собеседнику быстро надоедает — явно действуют на нервы, так что люди «стравливают пар» энергичными движениями. Скоплению отрицательной энергии способствует и экономический расчет: расценки на «гаечную завертку» небольшие, так что заработок за 4 дня будет заметно меньше обычного. И никуда не денешься: кто-то ведь должен!..
Когда стало ясно, что надоевшее всем «топтание под Теплухами» закончится до наступления темноты, все вздохнули с облегчением. Дожидаться этого события «временно исполняющий обязанности разнорабочего» журналист не стал. Было понятно, что пройдет оно без всякого пафоса: усталые и промокшие дорожники соберут инструмент, тщательно очистят проезжую часть от остатков раскрошенного асфальта и пойдут, наконец, отдыхать…
* * *
Через пару дней довелось проехать по шоссе Минск-Гомель на собственной машине. На ограждение, в монтаже которого принимал участие, смотрел с гордостью. Чувство собственного величия у автора не зашкаливает, и пользу от его присутствия правильно расценивать как «чисто символическую». Зато восприятие категории «дорога» стало совершенно другим. Наверное, это неизбежно, когда лично убеждаешься, насколько тяжело создается удобство передвижения, к которому все так быстро привыкают.