“Золотые” кастрюли осиповчанки Анны Петровны

Красочное приглашение с вежливым обращением по имени-отчеству и обещанием, что “у каждого Уважаемого Гостя будет великолепная возможность получить практичный и необходимый в ведении домашнего хозяйства подарок”. Знакомо, не так ли? Подобные открытки с завидной регулярностью появляются в наших почтовых ящиках. Пришла такая и осиповчанке Анне Петровне Н.*: компания “ЭкоВГ” пригласила ее на кулинарное шоу, посвященное вкусному и полезному приготовлению пищи. Что ж, и полезно, и интересно, и интригующе. Тем более что в маленьком городе для пожилых людей не так уж много развлечений.
3 сентября 2013 года любителей здорового питания и бесплатных подарков на мероприятии собралось немного. И, вероятно, не было бы совсем, если бы приглашение отражало истинное положение дел: мол, приходите — продадим вам сковородку за несколько миллионов. Но доверчивые земляки, в основном — пенсионеры, пришли: кто за сувениром, а кто и просто посмотреть на обещанное кулинарное представление.
Энергичный сотрудник компании дело свое знал: потратив несколько минут на демонстрацию чудо-способностей “экологической” посуды немецкого производства, перешел непосредственно к цели: заключению договоров на продажу. Ценников на товарах не было, но продавец был так гипнотически убедителен, что Анна Петровна все-таки решила купить мини-комплект из 4-литровой кастрюли и жаровни. Озвученная наконец-то цена — 6 миллионов 900 тысяч рублей за обе вещи — несколько смущала, но чего не сделаешь ради здоровья? Тем более что сразу нужно отдать лишь 100 тысяч, а остальную сумму выплатить в течение 10 месяцев.
Дома у женщины, внимательно рассмотревшей приобретение, возникли сомнения в качестве товара: ни продавец, ни невнятные полиэтиленовые наклейки на посуде никакой необходимой и достоверной информации не предоставили. Решила вернуть покупку. Увы, процедура возврата оказалась отнюдь не простой: телефон, указанный в договоре купли-продажи, не отвечал, а на письменное обращение к главе компании “ЭкоВГ” пришел ответ: посуду примут только в офисе, находящемся в Бресте. После такого известия 75-летней женщине, инвалиду ІІ группы, пришлось лечь в больницу, где она провела те самые 14 дней, отпущенные законом на возврат покупки.
Попыток отстоять свои права покупательница не оставила: с требованием о расторжении договора купли-продажи и возмещении морального ущерба обратилась в инстанции разного уровня. А компания “ЭкоВГ” выдвинула встречный иск, основанием которого послужило то, что покупательница с определенного времени закончила ежемесячные платежи по этому договору. Просрочка же платежа влечет за собой пеню в размере 0,15% от всей суммы за каждый день просрочки, и к сентябрю 2014 года долг за злосчастный мини-комплект вырос на 912 тысяч.
25 ноября 2014 года суд Ленинского района г. Бреста заочным решение по иску “ЭкоВГ” постановил взыскать с гражданки Н. в пользу истца задолженность в сумме 8.202.600 рублей и судебные издержки в размере 46.190 рублей. И в этот же день на адрес пенсионерки пришла повестка из отдела принудительного исполнения с требованием явиться на Кирова, 6 для уплаты задолженности в пользу компании-продавца “золотых” кастрюль. О возбуждении гражданского дела ответчица надлежащим образом уведомлена не была, а копию решения суда получила лишь 15 сентября текущего года…
Исковое заявление о защите прав потребителя, обращения в районные суд и прокуратуру, частная жалоба в областной суд и т.д. — за два года разбирательств у пенсионерки накопилось 23 документа, в числе которых и 5 врачебных эпикризов. Плюс долг, равный теперь 8.248.790 рублям. Чем закончится противостояние торговой компании и пенсионерки, пока так и не известно, но жизнь Анны Петровны, единожды откликнувшейся на заманчивое приглашение, уже разделилась на “до” и “после”…
Из года в год опытные продавцы навязывают нам по баснословным ценам якобы оздоровительные кастрюли и сковородки, одеяла из шерсти неведомого науке австралийского мериноса новозеландского типа, как бы бесплатные SPA-процедуры с обязательным приобретением чемодана “элитной” косметики. И по-прежнему падают в почтовые ящики красочные приглашения, а приятные телефонные голоса все так же убедительно приглашают прийти на увлекательнейшую и полезную демонстрацию неважно чего. И мы, доверчивые, идем и покупаем эти и другие “мексиканские тушканы”, платя за них, как за “шанхайских барсов”. А стоит ли? Ведь совершенно понятно, какая “великолепная возможность” подстерегает “каждого Уважаемого Гостя” подобных перформансов.
* Имя и название торгового предприятия изменены.
Софья САВАЙТАН.