Заработать на деноминации?

Обещанное в будущем году “списывание нулей” с национальной валюты, по утверждениям финансистов, техническая операция, которая никак не повлияет на экономику страны. Вероятно, по большому счету так и будет: за четвертьвековую историю суверенной Беларуси внешний вид банкнот и их номинал менялся уже трижды, и происходили эти перемены почти незаметно, не то, что “новогодние” девальвации 2009, 2011 и 2014 годов.
Первые белорусские деньги — “зайчики” — в 1994 году сменили “деревянные” рубли, а когда инфляция превратила их в миллионы, произошла и первая настоящая деноминация. Денежные знаки образца 2000 года наполняют наши кошельки до сих пор, хотя и с некоторыми инфляционными потерями.
Сегодня мало кто помнит, что купюра достоинством “1 рубль” продержалась в обороте всего три года, “5 рублей” — четыре, “десятка” и “двадцатка” — по тринадцать.
К чему это все сказано? У белорусского государства есть успешный опыт проведения деноминации, а у оборотистых людей — проверенные практикой соображения о том, как можно извлечь выгоду от перемены банкнот. Так уж устроена человеческая психология: если с деньгами происходит что-то необычное, на этом обязательно кто-то попытается обогатиться. Конечно, отхватить за один день миллиард долларов, как это сделал Джордж Сорос при резком изменении курса английского фунта стерлингов в 1992 году, не выйдет, но получить дополнительный доход, эквивалентный нескольким десяткам “условных единиц”, вполне возможно. А если очень повезет, то наступающая деноминация в состоянии принести и не одну тысячу долларов США.
“Районка” решила описать “народные” — т.е. легальные и общедоступные — варианты заработка на предстоящей деноминации. И, по возможности, проверить их действенность. Все способы “сделать деньги из денег” основаны на том простом факте, что среди огромной массы банкнот попадаются экземпляры, чьи свойства делают их необычными. А то, что необычно, почти всегда может стать предметом купли-продажи. Причем по договорной цене!
Способ № 1: “Скребем по сусекам”
После отмены “зайчиков”, деноминации “деревянного” года и вывода из обращения купюр низкого номинала образца 2000 года на руках у каждого земляка осталось некоторое количество “бывших” денег. Сейчас за них ничего не купишь, но продать их как коллекционные предметы вполне реально. Правда, чтобы овчинка стоила выделки, банкноты должны соответствовать некоторым условиям: быть не ветхими (лучше вообще не бывшими в употреблении), иметь красивый номер, редкую серию, в идеале — производственный брак (отсутствие или неправильное изображение отдельных элементов изображения, “двойная печать” номера и т.д.). Бракованные купюры очень быстро изымаются из оборота, поэтому на каждую уцелевшую коллекционеры ведут настоящую охоту. То же самое с редкими сериями. Они возникают, если брак выявляется в типографии. “Неправильные” купюры уничтожаются, а вместо них выпускаются новые, только уже с изменением серии. Чем меньше заменено бракованных купюр, тем выше к ним интерес бонистов.
Естественно, “коллекционные” деньги можно обнаружить и среди действующих. Причем, если “звезды совпадают”, аукционная цена заурядной “бумажки” может оказаться феерически большой. Недавно потрепанная банкнота достоинством в 5.000 рублей образца 2000 года серии АГ была приобретена российским бонистом за 2.000 долларов США!
Определить примерную коллекционную стоимость любой банкноты можно с помощью сайта belbonistiкa.com, что и было сделано при написании этого материала. Контрольная проверка 12 банкнот номиналом 50 рублей образца 2000 года показала, что теоретически их совокупная цена составляет около 70.000 рублей. Самая дорогая — серии “Сз” — может быть продана за 17.500 рублей, самые дешевые — серии “Нб” — стоят 0,07 доллара. В рублях такую сумму выразить непросто…
А вообще из 40 банкнот, которые удалось собрать для эксперимента, надежды подает только 1 “заяц” БГ 8069905 выпуска 1992 года. Купюры такой серии на аукционах никогда не выставлялись, т.е. предположительно являются не частыми, а, значит, не дешевыми.
Зато если в заначке лежит что-то из списка редчайших из редких (50 рублей, серия Дг; 1.000 рублей, серия АЛ; 20.000 рублей, серия Бс; 50.000 рублей, серия мВ, все купюры — 2000 года), то на интернет-аукционе за них могут дать столько, что выигрыш в “Суперлото” покажется мелочью на карманные расходы.
Способ № 2: “Мобильные совпадения”
Тираж каждой серии выпускаемой банкноты составляет 10 миллионов штук, причем нумерация белорусских дензнаков семизначная. Номера телефонов белорусских операторов сотовой связи также семизначные, поэтому теоретически у каждого владельца сотового телефона может быть купюра с “персональным” номером. Вот только востребованы ли такие сувениры?
Берем пачку “бывших денег”, телефон и проверяем. Но, прежде чем сообщить о результатах, несколько закономерностей, проявившихся при обзвоне.
Всего было задействовано 17 банкнот образца 2000 года достоинством 5, 10, 20 и 50 рублей, купюра 100.000 рублей образца 1996 года, 9 “зайчиков” по 1, 5, 10, 25 и 200 рублей и — из совсем спортивного интереса — 1 рубль СССР 1961 года.
Обзвон шел по всем мобильным сетям, т.е. к номеру банкноты добавлялся соответственный код. Самыми результативными оказались “двадцатирублевки”: из 7 только 2 не имели ни одного “мобильного” совпадения, а номер одной оказался задействованным и в “Велком”, и в “МТС”, и в “Лайфе”. Советский рубль и 100.000 белорусских рублей телефонных эквивалентов не имели, а среди “заячьей” сборной “прицельно выстрелила” только одна “десятка”.
Большинство номеров, на которые удалось дозвониться, выданы в Брестской и Гродненской областях, почти все их пользователи — пенсионеры, и предложение приобрести банкноту с “сувенирным номером” им привлекательной не показалась. Тем не менее, одна минчанка не пожалела отдать за купюру “20 рублей” 20 тысяч, а житель Браслава был готов приобрести “10 рублей” за 200 тысяч!* Цены на деньги-сувениры предлагали сами потенциальные покупатели, поэтому они, вероятно, достаточно точно отражают платежеспособный спрос**.
Третьим результативным собеседником оказался крупный бизнесмен. Он, правда, несколько расстроился, узнав, что его мобильный номер совпал с номером банальной “десятки” — вот 100 или 200 тысяч с удовольствием бы купил “по двойной цене, но не выше”…
Способ № 3: “Кубышка с перспективой”
Общее правило оборота денежной массы — чем крупнее достоинство купюр, тем меньше их количество. К тому же они очень редко сохраняются при деноминации. Поэтому такая диковинка, как 5.000.000 рублей образца 1999 года, имеет сегодня коллекционную стоимость до 280 у.е. Нынешние “двести тысяч” через 10-15 лет не вырастут в цене до такого уровня, но сотню-полторы “вечнозеленых” могут стоить. Конечно, при условии идеального состояния и наличия интересного номера (например, состоящего из симметрично расположенных цифр). Несложно посчитать, что ежегодный доход от хранения такой банкноты дома составит примерно 10% — почти вдвое выше, чем на банковском вкладе.
Первые постденоминационные дензнаки будут по определению иметь редкие номера (000001, 1111111 и т.д.) и идеальное состояние, что автоматически делает их коллекционными предметами. Трудно сказать, сколько будут предлагать бонисты за мелочь, но вот за 500 “эксклюзивных” рублей на интернет-аукционах можно будет заработать немало. Главное — не опоздать!
* банкноты образца 2000 года
** “сувенирные” купюры были подарены владельцам совпавших телефонных номеров.
Дмитрий САВРИЦКИЙ.