Фильтр — не роскошь, а объективная необходимость

Железо — распространенный в природе химический элемент, который в больших количествах содержится в различных породах. Не удивительно, что им изобилуют и подземные воды.
При санитарных нормах 0,3 миллиграмма на литр, содержание железа в воде из артезианских скважин часто колеблется в пределах 0,2-3,0 мг/л. А в Сосновом, например, до введения в действие станции обезжелезивания была в пределах 2,6. Сейчас — 0,12-0,15 мг/л, так что польза нового сооружения очевидна.
В Осиповичах завершается строительство одной из двух необходимых станций обезжелезивания. Введение в строй при достаточном финансировании планируется в этом году — как и наличие проектно-сметной документации для возведения станции в северной части города.
Пока же очистка воды от железа — забота потребителей. Производители и продавцы наперебой предлагают всевозможные приспособления для защиты от различных примесей с использованием шунгитов, цеолитов, кремния, древесного угля, озонирования, методом обратного осмоса и т. д., обещая очистку до 99%. Но, как советует главный инженер ДУКПП “Водоканал” Дмитрий Белый, не надо спешить с их приобретением.
— Детально ознакомьтесь с предлагаемой продукцией и обязательно потребуйте сертификат на нее. Выбор за вами — с учетом количества потребляемой воды и ее назначения.
Многоступенчатая очистка с помощью каскадной системы фильтров подходит, чтобы получить воду для питья. Закрепляется под кухонной раковиной, требует периодической замены картриджей. Стоимость такой конструкции — от 400 тысяч рублей, но в борьбе с железом система не совсем эффективна.
Бытовая установка обезжелезивания более массивная, позволяет очищать воду до нормальных показателей во всей квартире или доме, но и стоит около 5 миллионов рублей. Обезжелезивает идеально.
Более бюджетный и вполне действенный вариант — использование так называемых кувшинов. Сейчас они приобрели большую популярность и вполне подходят для очистки питьевой воды. Очищают не на 100%, но вода становится вполне пригодной к употреблению.
Озонирование же воды проблему обезжелезивания не решает, а только обеззараживает.
А еще хорош бесплатный, старый дедовский метод — отстаивание воды. Железо окисляется и оседает на дно, и очищенную воду можно использовать для приготовления пищи.

Жители кооперативных домов имеют возможность создать собственную “станцию очистки”. Так поступили, например, в ЖСК “Артиллерист”, установив фильтр для очищения от механических примесей.
При оборудовании прибора учета воды на вводе водопровода в дом устанавливают фильтр грубой очистки, который периодически нужно промывать. В “Водоканал” обращаются жители с жалобами на малый напор воды, обвиняя во всем сантехников. При проверке же оказывается, что фильтр засорен, оттого и вода не поступает.
Самой чистой водой могут похвастаться жители Большой Горожи и Радутич. Не отличается кристальной чистотой вода в Гродзянке.
Анализы воды проводит лаборатория “Водоканала”. Здесь ежеквартально делают отборы со всех скважин, перед водонапорными башнями и колонками, в тупиковых точках и шахтных колодцах. Как отмечает ее заведующая Наталья Астапович, кроме железа, по остальным показателям жизненно важная жидкость соответствует всем параметрам. Об этом свидетельствуют пробы, которых делается до 220 в месяц. Лаборант по баканализу вообще никаких претензий к воде не имеет: для употребления безопасна.
Что ж, пить воду из-под крана можно, а вот с тем, что сантехника регулярно окрашивается в теплые оранжево-коричневые цвета, придется пока примириться. Будем ждать станцию обезжелезивания. И — фильтровать воду!
Инна ЗАСКЕВИЧ. Фото Нины Царик.